Из опыта работы учителя математики
МОУ СОШ № 46 г. Ростова-на-Дону
Денищенко Вероники Геннадьевны
«Использование интерактивных способов обучения»
Данная работа отражает опыт по использованию интерактивных способов обучения. Как показывает практика последних лет, учащиеся отторгают традиционные формы обучение, не вызывающие интереса к учебе. Информацию они часто получают через телевидение, Интернет, справочную литературу, СМИ. И в каждом из этих случаев учащиеся остаются пассивными пользователями. Перед педагогом встает проблема, связанная с пересмотром используемых им средств обучения. Оптимальной формой организации учебного процесса, соответствующей всем требованиям к современному образованию, является активное обучение, как способ организации учебного процесса, при котором самостоятельное получение учащимися знаний, умений и навыков доминирует над их передачей преподавателем, а используемые методы, формы и средства позволяют стимулировать данный процесс, учитывать индивидуальные особенности учащегося и обеспечивать требуемый уровень мотивации.
Необходимым помощником преподавателей в реализации активного обучения являются современные информационно-коммуникативные технологии. Возможности современных ИКТ поражают воображение и открывают перед всеми участниками учебного процесса новые горизонты. Компьютерная техника имеет высокую производительность, презентационное оборудование демонстрирует учебные материалы на качественно новом уровне.
Для качественного изменения образовательного процесса с использованием ИКТ необходимым условием является наличие интерактивной доски. Остальное оборудование служит больше дополнением или приложением к этому основному инструменту.
Использование интерактивной доски позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Обучающиеся (вне зависимости от успеваемости) выказывают большее желание участвовать в уроке. Их ответы перед электронной интерактивной доской позволяют учителю наладить с классом действенную обратную связь, что помогает глубже понять, как протекает учебный процесс, и добиться успеха. Образовательный процесс становится более живым, интересным и увлекательным, а также обретает новые темп и глубину, приносит ученикам истинное удовольствие, — и они, в свою очередь, начинают уделять учебе больше внимания.
Еще один способ вовлечь учащихся в активную учебную деятельность – это создание на уроке игровой ситуации или проведение дидактических игр с помощью интерактивной доски.
Игра – это творчество, но игра – это и труд. Игра должна быть не самоцелью, но средством обучения, воспитания и развития, тесно вплетающимся в канву основной учебной деятельности ребенка.
Интерактивная доска и игровая деятельность – это два основных средства, которые позволяют мне сделать учебный процесс более наглядным, интересным, запоминающимся. Приведу пример урока, в котором, на мой взгляд, удачно сочетаются эти средства.
Это обобщающий урок по теме «Координатная плоскость».
Цели урока:
Ход урока:
I. Организационный момент.
Беседа о применении системы координат в практической деятельности человека. (Учитель предлагает подумать над сферами человеческой деятельности, в которых необходимы знания о координатной плоскости).
Объявление темы урока.
II.Решение задач.
Карта островов
Учащимся предлагается выбрать номер острова, вычислить его координаты, найти этот остров карте и по ссылке перейти на слайд этого острова. На каждом острове они выполняют различные интересные задания и по ссылке возвращаются на Карту островов. Путешествие от острова к острову учащиеся отмечают на Карте островов маркером.
Первый остров:
x = 1, y = 1,4 • 5 = ( -11 ) = 7 — 11 = -4
(1; — 4) – остров Проверь себя!
Все ответы скрыты и восстанавливаются при помощи удаления скрывающих прямоугольников.
По слайду повторить координатные четверти и знаки абсциссы и ординаты точки.
Второй остров:
x = -2, y = 12,2 — 12,8 : 4 = 12,2 — 3,2 = 9
(-2; 94) – остров Зона особого внимания!
Рассчитать координаты судов (х ; у). Координаты точек скрыты и восстанавливаются при помощи удаления скрывающих прямоугольников.
По координатам определить положение судов в координатных четвертях, и заполнить таблицу, перетащив рисунки.
На экране радара отметить точками положение судов и определить, какой из них попал в зону особого внимания (темный сектор на экране радара)?
Третий остров:
x = -3, y = -0,44 — 2,8 : 5 = -0,44 — 0,56 = -1
(-3; — 1) – остров Военных действий.
Класс делится на две команды, «стреляет» один игрок из первой команды, другой игрок из команды соперников определяет куда попал «выстрел», если корабль «сбит», то убирает его с игрового поля.
Четвертый остров:
x = 5, y = 42 — 16,8 : 0,4 = 42 — 168 : 4 = 42 — 42 = 0
(5; 0) – остров Смайликов.
Ответить на вопросы по чертежу, ответы записать в тетрадь.
Пятый остров:
x = 3, y = -12,5 • 8 + 103 = -100 + 103 = 3
(3; 3) – остров Знаменитого ученого.
Заполнить таблицу, используя данный чертеж и узнать имя французского ученого.
Шестой остров:
x = -7, y = 5,3 • 1,2 — 1,2 • 0,3 = 1,2 ( 5,3 — 0,3 ) = 1,2 • 5 = 6
(-7; 6) – остров Загадок.
В системе координат отметьте последовательно указанные точки и соедините их отрезками. Полученный рисунок сравнить с рисунком на следующем слайде.
III. Подведение итогов.
- Мы посетили с вами все острова в нашем океане, наше путешествие подошло к концу. Давайте с вами вспомним, что мы сегодня делали на уроке, что интересного узнали, с чем познакомились.
Некоторые выводы. Преимущество урока-игры с использованием интерактивной доски перед обычным классическим уроком очевидны. Такой урок несет такую же информационную нагрузку, но по своей эмоциональности несравним с обычным уроком. Кроме того игра как естественный для ребенка вид деятельности позволяет ему легко научиться применять свои знания и умения на практике. Возрастает познавательная активность ребенка, его стремление к новым знаниям. Использования компьютера, интерактивной доски (или мультимедийного проектора) – это не дань моде, это именно тот случай, когда информационные технологии применяются не как самоцель, а как необходимый атрибут в подготовке и проведении уроков.