Версия для слабовидящих
Общая информация
Положение о рабочей программе учителя

от 28.08.2016

Рассмотрено                                             «Утверждаю»

на педагогическом совете                        Приказ  №313  от 31.08.2016

Протокол№1 от 29.08.2016                    Директор МБОУ «Гимназия №46»                                                                          __________________ М.В.Сурнина

                                              

                                                                                    

                                                                                    

 

 

 

                                   

Положение

о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Ростова-на-Дону «Гимназия №46»

 

 

 

 

Пролонгировано

Приказ №___ от __.__.20__ г.

Директор __________/ М.В. Сурнина

 

Пролонгировано

Приказ №___ от __.__.20__ г.

Директор __________/ М.В. Сурнина

 

Пролонгировано

Приказ №___ от __.__.20__ г.

Директор __________/ М.В. Сурнина

 

Пролонгировано

Приказ №___ от __.__.20__ г.

Директор __________/ М.В. Сурнина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) (далее – Положение) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении города Ростова-на-Дону «Гимназии№46» (далее-Гимназия) разработано и утверждено в соответствии с:

1.1.1. Нормативными правовыми документами федерального уровня:

•        Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации") (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

•        федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19.5);

•        федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);

•        федеральным базисным учебным планом, утв. приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312;

•        порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №  1015 (с изменениями и дополнениями);

•        письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05-2680 "О направлении методических рекомендаций о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях";

•        письмом Минобрнауки России от 18.06.2003 № 28-02-484/16 "О направлении Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей";

•        письмом Рособрнадзора от 03.11.2015 № 02-501,

•        приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373";

•        приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный министерством образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897";

•        приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный стандарт среднего общего образования, утвержденный министерством образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 №413".

 

1.1.2. Нормативными правовыми документами регионального  уровня:

•        письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 08.08.2014 № 24/4.1.1-4851/м "О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ";

•        письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 22.06.2016 № 24/4.1.1-4546 "О примерной структуре рабочих программ учителя".

 

1.1.3. Нормативными правовыми документами локального уровня:

•        Уставом  Гимназии;

•        основной образовательной программой начального общего образования, основного общего образования;

•        образовательной программой среднего общего образования.

 

1.2. Настоящее Положение определяет структуру и содержание рабочих программ учебного предмета, курса, дисциплины (далее – рабочая(ие) программа(ы)) в Гимназии, урочной и внеурочной деятельности, а также дополнительного образования, регламентирует порядок их разработки, утверждения и реализации педагогическими работниками в образовательной деятельности.

 

1.3. Под рабочей программой в Гимназии понимается нормативно-управленческий документ, характеризующий систему/модель образовательной деятельности педагога и учащихся по достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее – ФГОС ОО), требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в условиях реализации федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее – ФКГОС).

 

1.4. Рабочая программа является составной частью основной образовательной программы соответствующей ступени образования (далее – ООП), образовательной программы и призвана обеспечить целенаправленность, систематичность, последовательность в работе учителя по раскрытию ее содержания через урочную и внеурочную деятельность, дополнительное образование.

 

1.5. Рабочая (ие) программа(ы) в Гимназии в обязательном порядке

1.5.1. Разрабатывается на учебный год:

•        по предметам обязательной части учебного плана;

•        учебным курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса;

•        учебным курсам гимназического компонента;

•        программам курсов внеурочной деятельности в соответствии с планом внеурочной деятельности на ступени начального общего образования, учебным планом основного и среднего общего образования;

•        дополнительным образовательным программам гимназической системы дополнительного образования.

1.5.2. Реализуется в течение учебного года, согласно расписанию в полном объеме.

1.6. Рабочая программа должна быть разработана и утверждена не позднее 1 сентября нового учебного года.

1.7. Рабочая программа является объектом внутреннего мониторинга в соответствии с планом работы Гимназии.

1.8. Положение о рабочей программе разрабатывается и утверждается коллегиальным органом педагогическим советом Гимназии в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 2–3 ст. 30 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", ТК РФ и Уставом Гимназии.

1.9. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и/или дополнения.

 

2. Цели, задачи и функции рабочей программы

2.1. Главной целью рабочей программы является реализация содержания ООП соответствующего уровня образования, образовательной программы по определенному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в соответствии с установленным количеством часов учебного плана, плана внеурочной деятельности соответствующего уровня образования, часами дополнительного образования.

2.2. Основными задачами рабочей программы являются:

• определение содержания, объема, порядка изучения учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом целей, задач и особенностей (специфики, традиций, уровня реализации программ и т. п.) образовательной деятельности Гимназии и контингента учащихся;

•        обеспечение преемственности содержания между годами обучения и уровнями образования, при имеющейся возможности – обеспечение "сквозной" преемственности;

•        отражение индивидуальности педагогической деятельности с учетом конкретных условий в Гимназии, образовательных потребностей и особенностей развития учащихся;

2.3. Основными функциями рабочей программы являются:

•        нормативная (рабочая программа должна быть в обязательном порядке выполнена в полном объеме);

•        целеполагания (определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в образовательный процесс);

•        содержательная (фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися и/или ознакомлению, а также степень их трудности);

•        процессуальная (определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения);

•        оценочная (выявляет уровни достижения предметных и метапредметных результатов освоения ООП соответствующего уровня образования в условиях реализации ФГОС; выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся в условиях реализации ФКГОС).

 

3. Структура и содержание рабочей программы

3.1. Структура рабочей программы является формой представления учебного курса, предмета, дисциплины (модуля) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации образовательной деятельности в Гимназии.

3.2. Рабочая программа по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса и гимназического компонента содержит обязательные разделы:

1.«Содержание учебного предмета, курса», который содержит

-перечень нормативных актов и учебно-методических документов, на основании  которых разработана рабочая программа,

- цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета.

ценностные ориентиры содержания учебного предмета, курса,

- класс,

- место учебного предмета, курса в инвариантной и (или) вариативной части учебного плана,

- общее количество часов в год, количество часов в неделю.

- наименование разделов,

-характеристика основных содержательных линий, тем,

-перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, направлений проектной деятельности,

-использование резерва учебного времени и др.

-обоснование выбора содержания части программы, формируемой участниками образовательного процесса (гимназический компонент).

2. «Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система их оценки», в котором отражены

- индивидуальные, общественные и государственные потребности, сформулированные с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (личностные, метапредметные и предметные результаты),

- система оценки планируемых результатов, индивидуальных достижений учащихся в формах и видах контроля,

- контрольно-измерительные материалы,

- показатели уровня успешности (рейтинг, портфолио и др.),

- особенности оценки индивидуального проекта и др.

3. «Календарно-тематическое планирование» с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (Приложение 1)

 

3.3. Рабочая программа курсов внеурочной деятельности содержит обязательные разделы/компоненты/ элементы:

•        пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели соответствующего уровня общего образования с учетом специфики курса внеурочной деятельности;

•        общую характеристику курса внеурочной деятельности;

•        личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности;

•        содержание курса внеурочной деятельности;

•        тематическое/календарно-тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся;

•        описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности (Приложение 2).

 

3.4. Рабочая программа курсов дополнительного образования содержит следующие структурные элементы:

•        титульный лист;

•        пояснительную записку;

•        учебно-тематический план;

•        содержание изучаемого курса;

•        методическое обеспечение дополнительной образовательной программы;

•        список литературы (Приложение 3).

 

3.5. Содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана, по учебным предметам и/или курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, гимназического компонента; программам курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования должно:

3.5.1. Обеспечивать преемственность содержания ООП соответствующего уровня образования/образовательной программы Гимназии;

3.5.2. Соответствовать:

•        направленности (профилю) Гимназии;

•        требованиям ФГОС;

•        требованиям ФКГОС;

•        содержанию ООП Гимназии соответствующего уровня образования/образовательной программы;

•        специфике и традициям Гимназии;

•        запросам участников образовательных отношений;

 

3.6. Содержание рабочей программы по предметам обязательной части учебного плана на усмотрение может:

•        полностью соответствовать содержанию примерной программы учебного предмета, рекомендованной Минобрнауки России, и/или авторской программы курса/линии;

•        иметь несущественные изменения, связанные с учетом особенностей предмета, учащихся конкретного класса, заключающиеся в новом порядке изучаемого материала; перераспределения/изменения количества часов;

•        быть существенно модифицировано через внесение изменений не более 25% в примерную программу и/или авторскую, утвержденную в соответствующем порядке.

 

3.7. Основанием для разработки модифицированной рабочей программы могут быть:

•        углубленное изучение предмета;

•        профилизация образовательного процесса;

•        запросы участников образовательных отношений по результатам диагностики;

•        организация и ведение опытно-экспериментальной и инновационной деятельности.

 

3.8. Содержание программ курсов внеурочной деятельности:

3.8.1. Должно соответствовать идеологии выбранного направления, а также целям и задачам внеурочной деятельности соответствующего уровня образования.

3.8.2. Может полностью соответствовать:

•        содержанию авторской линии учебно-методического комплекса и т. п.;

•        примерным программам по внеурочной деятельности, публикуемым издательством (ами).

4. Порядок разработки, утверждения и внесения изменений и/или дополнений в рабочую программу

4.1. Порядок разработки рабочей программы в Гимназии включает следующее:

4.1.1. Основанием для разработки рабочей программы является решение Методического совета, закрепленное приказом по Гимназии "О разработке рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ на 20__/__ уч. г.", издаваемым в марте-апреле текущего учебного года;

4.1.2. На заседании Методического совета рассматриваются вопросы структуры, содержания программ с учетом специфики, особенности классов и т. п.,  осуществляется делегирование полномочий и определяются ответственные, сроки разработки и проведения педагогической экспертизы. Принимаемые решения в обязательном порядке протоколируются.

4.1.3. На основании решения заседания Методического совета педагог разрабатывает рабочую программу согласно настоящему Положению.

 

4.2. Порядок утверждения рабочей программы в Гимназии предполагает следующие этапы:

4.2.1. Рабочая программа утверждается в срок до 1 сентября нового учебного приказом по Гимназии "Об утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ на 20__/__ уч. г.", после согласования с Методическим советом и заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

4.2.2. Утверждение рабочей программы предполагает следующий порядок:

•        рабочая(ие) программа(ы) после педагогической экспертизы на предмет технических и содержательных требований, лицами, имеющими соответствующие полномочия, обсуждается и рассматривается на заседании методического объединения соответствующего направления,

•        рабочая(ие) программа(ы) после рассмотрения на заседании методического объединения сдается на согласование/получение экспертного заключения председателю Методического совета, курирующему деятельность методических объединений, заместителю руководителя;

•        заместитель руководителя или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия,  готовит информационно-аналитическую справку на основании результатов проведенной экспертизы в рамках своей деятельности, которую представляет на заседании Методического совета.

4.2.3. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям настоящего Положения директор Гимназии или иное лицо, имеющее соответствующие полномочия, выносит резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.

 

4.3. Педагог, принятый на работу в Гимназию обязан продолжить обучение по рабочей программе, утвержденной на соответствующий учебный год.

 

4.4. Порядок внесения изменений и/или дополнений в рабочую программу включает следующее:

4.3.1. Основанием для внесения изменений и/или дополнений может быть:

•        невыполнение программного материала;

•        непредвиденные пропуски уроков, занятий, вызванных непредвиденными обстоятельствами.

4.3.2. Все изменения и/или дополнения, вносимые педагогом в рабочую(ие) программу(ы) в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем руководителя, курирующим данное направление, и/или иным лицом, имеющим соответствующие полномочия, пройти соответствующие процедуры, предусмотренные настоящим Положением и быть закреплены приказом по  Гимназии "О внесении изменений и/или дополнений в рабочие(ую) программы(у) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и дополнительных образовательных программ на 20__/__ уч. г.".

4.3.4. Изменения и/или дополнения, внесенные в рабочую(ие) программу(ы), должны быть в течение 3-х дней включены во 2-й экземпляр рабочей программы.

 

4.5. Рабочая(ие) программа(ы), разработанная(ые) в соответствии с настоящим Положением, являются собственностью Гимназии.

 

5. Оформление, размещение и хранение рабочей программы

5.1. Рабочая программа оформляется на листах формата А4 , в 2-х экземплярах: один экземпляр сдается заместителю руководителя образовательной организации, курирующему направление, или иному лицу, имеющему соответствующие полномочия, второй остается у педагога.

 

5.2. Технические требования к оформлению рабочей программы:

•        текст набирается в текстовом редакторе Word шрифтом Times New Roman, размер шрифта составляет 12–14 пт, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац1,25 см, поля со всех сторон2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст;

•        титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:

–      гриф "утверждено";

–      название рабочей программы (предмет, курс и т. п.);

–      адресность (уровень образования);

–      количество часов;

–      сведения об авторе (Ф. И. О.);

–      основа составления рабочей программы.

 

5.3. Рабочая(ие) программа(ы) размещается на официальном сайте Гимназии в порядке, установленном Положением о сайте МБОУ «Гимназии №46».

 

5.4. Рабочая программа является обязательной частью учебно-методической документации образовательной программы и хранится в учебной части в течение учебного года.

Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *